Онлайн газет



ВОСПИТАНИЕ ПОЛНОЦЕННЫХ ГРАЖДАН ОБЩЕСТВА

Старшее поколение часто вспоминает о деятельности прежних официальных  молодежных организаций. Если  проанализировать  их работу, то следует выделить то, что они учили детей общению, взаимодействию, дружбе, давали возможность реализовывать какие-то проекты, выполнять  какие-то задания всем классом. Они хорошо работали, потому что в основе  были заложены три аспекта – знание, умение, навыки.

Но, к сожалению, постепенно это движение все больше превращалось в передачу двухкомпонентной системы знаний и навыков. Но воспитание и образование должно опираться на устойчивую  опору из четырех взаимосвязанных аспектов: знание, умение,  плюс  навыки, система ценностей, методология исследовательского участия и взаимодействия, которые  полностью  вовлекают детей в процессы воспитания и обучения многовариантным проектам, программам. Это те составляющие, которые необходимы для формирования учащегося как личности, где важную роль играет коллектив класса, социально-психологический климат, то есть устойчивое состояние класса как группы и эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Воспитание учащихся должно быть ориентировано на сплочение ученического коллектива, а этому способствуют  определенные виды деятельности, которые выполняют вместе все ученики класса. Также необходимо формирование нравственно-духовных ценностей через приобщение  к истории, культуре, традициям народа, к прекрасному и т.д. Без этого  личность ребенка остается незавершенной, неполноценной.
В настоящее время  в отдельных коллективах твердят о слабой мотивации в воспитании и обучении, о «трудных детях», о детях, якобы, с врожденной  фрустрацией и т.д. Считаю, что все это придумали те, кто сквозь пальцы смотрит, как наши дети пользуются «вредной, инородной, сомнительной продукцией» в интернет клубах и социальных сетях, теряя жизненные ориентиры, те, кто перекладывает свои прямые обязанности  на плечи других. Какие можно привести примеры из жизни современного детско – юношеского самоуправления, если старыми методами уже никто не пользуется, а у новых не до конца отработаны механизмы руководящей деятельности? Поэтому видение данного вопроса остается еще стереотипным, а время доказывает, что «трудных» детей нет, фрустрационных  нельзя  отталкивать, нервозным, сензитивным  надо помогать, поддерживать. Главное при этом помнить, что каждый из них -  личность.
Чтобы  создать свободное общество, где каждого  уважают и доверяют, где каждый несет ответственность за всех и  добивается успеха, надо в, первую очередь, по-настоящему наладить  организацию детско - юношеского  движения. Золотые слова одного из основоположников когнитивной теории, психолога Жана Пиаже должны быть в сердце  каждого человека: «Ребенок – непревзойденный гений среди множества  серых людей». Он помог научно обосновать организацию  скаутского движения. И сейчас руководители этого движения за рубежом работают в школах и колледжах (по статусу их деятельность приравнивается и соответствует организационным функциональным обязанностям наших завучей по воспитательной и правовой работе), умело мотивируют заманчивыми делами всех детей, начиная с начальных классов до выпускников. Ребята занимаются в спортивных, туристических секциях, театральных, хоровых кружках, вязанием, моделированием, программированием  и др.
К сожалению, у нас до сих пор в некоторых коллективах  о самих детско – юношеских организациях, их атрибутах и ритуалах  вспоминают только по праздникам, а администрация в учреждениях образования, воспитатели в своей работе опираются на отдельные действия вроде «напиши объяснительную, приведи родителей, побеседуем с ребятами…». Такими методами они,  как правило, ничего не добиваются. И самый большой их промах – всю самоуправленческую работу они переложили на плечи вожатых (тәлімгер). А чем в это время занимается целая «армия» административного управления?! Думаю, настало время пересмотреть модель развития детско-юношеского движения с учетом современных методологий, а также функциональные обязанности  организаторов воспитательного  процесса, к примеру: «Жас қыран» («Соколята») – 2, 3, 4 классы возглавляет тәлімгер, «Жас ұлан» («Младое племя»), 5-7 классы – тәлімгер, а  8-11 классы -  «Көшбасшы» (өз-өзіңді басқару) – «Руководящий центр», а ведь эту работу должны выполнять зам. директора по воспитательной работе. Ведь качественная организация этой очень сложной, но нужной педагогической деятельности поможет улучшить процессы гражданского становления, социализации, тогда формализм, зачастую основанный на одноразовых спонтанных действиях, исчезнет раз и навсегда, а на смену придут организаторы, знающие и умеющие ставить определенные цели и доводить дело до логического завершения.
Ученическое самоуправление можно определить как созидательную, глобальную и миротворческую работу по организации жизнедеятельности детей, обеспечивающие их развитие для достижения значимых целей. А целью педагогической деятельности  является  гуманизация и демократизация жизни коллектива детей,  и на этой основе – формирование у учащегося готовности к участию в управлении обществом.
Процессу развития самоуправления присущи содержательная, функциональная и структурная характеристики, отображенные в их Уставе и Модели. К сожалению, анализ этой работы показывает, что в общеобразовательных учреждениях района этот вид работы находится на низком уровне: если в средней общеобразовательной школе насчитывается, например, 50 класс - комплектов с общей численностью в каждом, приблизительно, 25 человек, то общее количество учащихся составит 1250 детей. Отсюда резонный вопрос: «сможет ли вожатый (если даже их будет двое) полноценно организовать деятельность разновозрастных ДЮО?». Не уверена! Отсюда сменяемость кадров, недостаточная организационно – функциональная деятельность ученического самоуправления. Администрация образовательных учреждений считает, что этим должны заниматься внешкольные учебные заведения, дополнительные образовательные центры. Но они в основном сосредоточены в областных и районных центрах, и их посещают  10 – 15 % детей. И даже этот процент внешкольные заведения не всегда охватывают воспитательной самоуправленческой деятельностью, а что тогда говорить о сельских школах, которые находятся в отдаленных местах. Из-за слабой руководящей деятельности детско-юношеских организаций в школах нет качественного результата воспитательной работы. Отсюда идут сензитивные, фрустрационные, равнодушные настроения детей, ведущие к неопытности, растерянности, тревожности, нервозности, фобии, что в конечном итоге приводит к потере жизненных ориентиров, а порой, к страшным последствиям– суициду…
Для улучшения деятельности детско-юношеских организаций необходимо повысить единое руководство и контроль, когнитивный, системный подход и действенную помощь со стороны вышестоящих компетентных руководящих органов. При разработках и проведениях различных зональных, районных, областных мероприятий, проектов организовывать свою деятельность в содружестве с общественными и неправительственными организациями, правоохранительными, местными исполнительными и другими государственными органами.
Академик Макпал Джадрина отмечает, что обучение людей самоанализу, самовыражению – дело долгое и трудное, оно требует от взрослых большого мастерства, но именно в совместном труде укрепляется атмосфера сотрудничества, самоутверждения, ребята чувствуют себя хозяевами, личностями в школе, семье, обществе. И чтобы им помочь, необходимо новое видение, построенное на позитивном потенциале, а не на низменных доминантах. Видение, которое осознает уникальность личности при воспитании гражданской позиции и создании всеобщих ценностей.
Если дети будут знать, что их труд оценен не только близкими, взрослыми, но всем окружающим их обществом, они будут вести себя достойно, и работать гораздо старательнее, и чувствовать себя полноценными личностями.
Еще в древности, развивая казахскую национальную психологию, философию, политологию и этнопедагогику, Юсуф Баласагуни, затем Абай, подчеркивали, что человека украшают знания, внутренняя культура, научные изыскания, его умение налаживать гуманные, добрые отношения с обществом и навыки приобретения общих человеческих ценностей.
Великий древний симбиоз гражданского становления и утверждения национальной идеологии «Мәңгілік Ел» служит дальнейшему развитию общества. Мудрые мысли наших  предков  к всеобщему счастью вновь и вновь возвращаются  к нам. И поэтому  уже со школьной скамьи важно повсеместно улучшить жизнедеятельность детско-юношеского общественно - граждановедческого строительства, именуемого «самоуправлением». Недаром восточная пословица гласит:
«Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис.
Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья.
Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, воспитывайте человека».

Гайни КОШЕКБАЕВА,
председатель мониторинговой группы «Baizaq – adaldyq alany», медиатор АНК Жамбылской области.

 

Халыққа жолдау

 

ЖАРНАМА

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterБүгін257
mod_vvisit_counterКеше436
mod_vvisit_counterОсы аптада2641
mod_vvisit_counterӨткен аптада4663
mod_vvisit_counterОсы айда8302
mod_vvisit_counterӨткен айда13626
mod_vvisit_counterБәрі1234574

Серіктестер